Женщины, живущие в приграничных селах, ежедневно сталкиваются с множеством вызовов и трудностями. Несмотря на сложные условия, они проявляют удивительное упорство и трудолюбие. Многие из них ведут мелкий бизнес — выращивают и продают сельскохозяйственную продукцию, держат домашних животных или занимаются ремеслом.
В небольшом лонгриде Медиакомпании «Вечёрка» из Таджикистана и «Салам медиа» из Кыргызстана истории двух удивительных женщин, которые несмотря на жизненные перипетии смогли встать на ноги, открыть свое дело и зарабатывать на жизнь.
Тяжелый труд на земле. Как учительница из Овчикалача стала заниматься дехканством
Раънохон Шарипова – бывшая преподавательница из приграничного с Кыргызстаном джамоата Овчикалача, занимается сельским хозяйством, чтобы прокормить семью.
55-летняя Раънохон живёт в селе Навруз, джамоата Овчикалача Бободжонгафуровского района Согдийской области. Вместе с невестками она воспитывает шестерых внуков, пока два её сына находятся в трудовой миграции.
Учитель истории по образованию, Раъно 27 лет проработала в школе, но после смерти мужа в 1996 году была вынуждена сменить работу, так как преподавательской зарплаты в 1000 сомони на жизнь не хватало. Муж Раъно находился на заработках в России и там же умер.
«Жизнь заставила нас работать на своей земле, мы усердно трудились, вкладывали свои силы и деньги в развитие нашего хозяйства. Мои два сына женаты, оба являются трудовыми мигрантами. Все хорошо, слава Богу!», — говорит глава семейства.
Хозяйство Шариповых небольшое — один гектар земли. Раъно вместе с невестками и соседскими женщинами, которых нанимает на работу, ежегодно сажает клубнику, малину, овощи, а также выращивает фруктовые деревья. Вырастить хороший урожай и реализовать его, чтобы заработать, удается не всегда. По словам Раънохон, в этом году урожай клубники – основной культуры в её бизнесе – выдался невысоким.
«Вначале клубника у меня была хорошая, прижилась хорошо. Но в этом году либо из-за земли, либо из-за дефицита воды, по сравнению с другими, у меня урожай ниже. В сезон мы собираем ягоды примерно два раза в неделю по 40 кг, но это говорит о низком проценте. Другие собирают от 80 до 100 кг», — рассказала она.
В настоящее время свою продукцию труженицы реализовывают в основном на рынках Худжанда, административного центра Согдийской области, что, по словам местных дехкан, не очень выгодно. 3-4 года назад, местные предприниматели продавали свои сельхоз культуры жителям Кыргызстана, живущим в приграничных с Овчикалача сёлах.
«Раньше я занималась выращиванием малины, и её в основном покупали кыргызстанцы. Сейчас, если говорить откровенно, после того как границу закрыли, мы не можем продавать им свою продукцию, нет торговли — всё закрыто. Никто не может пересечь границу, это невозможно, — сетует Раънохон Шарипова. — Нам нужны открытые границы, ведь мы могли бы экспортировать нашу продукцию, это бы нам сильно помогло, цены были бы выше, мы могли бы заработать больше, и экономика региона улучшилась бы. Чем больше доход от товаров, тем лучше жизнь».
Врезка про границу
После вооружённых конфликтов на таджикско-кыргызской границе, начиная с апреля 2021 года, отношения между странами резко ухудшились. Граница между Кыргызстаном и Таджикистаном была закрыта до полного решения вопроса делимитации. Закрытые границы между странами — это миллионы долларов недополученных в две государственные казны денег в виде госпошлин и налогов. Прозрачные границы Таджикистана и Кыргызстана давали возможность жителям приграничных сел торговать друг с другом, обмениваться товарами, поддерживать свое благосостояние на хорошем уровне. Вместе с тем, это было своего рода частичное решение проблемы занятости населения в сельских районах, что считается как в Кыргызстане, так и в Таджикистане одним из наиболее острых социальных вопросов.
По её словам, реализация продукции на местном рынке не выгодна, так как не покрывает расходы.
“Мы нанимаем рабочих, покупаем воду. Каждую неделю мы дважды поливаем. 1 литр воды стоит 4,80 сомони, покупаем до 50 литров в неделю. Я нанимаю работниц, если у них будет стабильная работа, их жизнь будет лучше. Например, для сбора 25 кг клубники, я нанимаю 3 человека и плачу им 10 сомони в час. За перевозку продукции платим. Мы не можем избежать этих расходов”, — повествует наша героиня.
Ежедневный тяжелый труд на земле не приносит больших доходов, ведь объемы выращенных культур не большие, а затраты на производство ощутимые. Раънохон говорит, что все заработанные деньги уходят на поддержание хозяйства.
Тяжелый ручной труд на земле не проходит без последствий, особенно для женщин. Когда мы приехали к Раъно, она передвигалась с палкой. Женщина страдает коксартрозом, у неё проблемы с суставами.
«Я страдаю от боли. Это заболевание не сразу проявляется, но начиная с 40 лет, я стала чувствовать, как оно начинает прогрессировать. Раньше я работала на поле, все было нормально, но с возрастом стало сложнее. Сейчас у меня инвалидность 2 группы, я получаю пенсию по инвалидности — 415 сомони. Этой суммы не хватает ни на лечение, ни на жизнь. Мне нужно провести операцию, она обойдется в 30-35 тысяч сомони, у меня нет таких денег. Пока я лечусь препаратами, но они не эффективны и плохо подействовали на мой желудок, — с горечью рассказала женщина. — Я продолжала работать и справляться с болью. Лекарства, которые мне назначили, стоят 2500-3000 сомони на 10 дней. Если я буду лечиться весь год, то это будет очень дорого, лучше мне сделать операцию, может быть это поможет. Поэтому я прекратила лечение».
А пока, несмотря на трудности, с которыми сталкивается наша героиня из-за болезни и нехватки средств на лечение, она занимается приготовлением запасов на зиму. Семья запасается бобовыми и овощами с собственного огорода, вместе консервируют домашние заготовик, чтобы пережить зиму и уменьшить расходы на питание.
Ещё зимой жителям приграничных сёл приходится трудно из-за лимита электроэнергии.
«Сейчас мы с нашими соседями-кыргызами вообще не общаемся. А раньше у них уголь покупали по очень низкой цене. Зимой, когда наступает холод, нет света, нам нужен уголь, чтобы отапливать дом. У кыргызов мы покупали по 1 сомони. Сейчас же 1 тонна угля у местных поставщиков стоит 2,30 сомони. Не знаю, сможем ли его купить», — посетовала Раънохон.
Местные жители, которые сталкиваются со сложностями, говорят о важности мирных и добрососедских отношений между народами, чтобы вести нормальную торговлю и развивать свой бизнес.
«Когда страна процветает, когда в доме спокойствие, когда дети счастливы, тогда и мы, как родители, счастливы. Я хочу работать, не важно сколько мне лет, и радоваться своим трудовым успехам. Я хочу, чтобы мои внуки тоже устроили свою жизнь, достигли высоких целей и внесли свой вклад в общество. Я очень хочу, чтобы отношения с соседями были хорошими, чтобы мы могли вместе работать, дружить и помогать друг другу. Мы с соседями, особенно с кыргызами, всегда поддерживали дружеские отношения, и я надеюсь, что это возобновится. По моему мнению, это будет залогом, что мы будем жить в мире и процветании», — сказала в заключении нашей беседы Раънохон Шарипова.
Женщины, живущие на приграничных территориях Таджикистана и Кыргызстана, несмотря на разделяющие их границы, сталкиваются с похожими вызовами и трудностями. Их объединяют общие стремления и ценности: они стремятся растить детей в безопасности, обеспечивать свои семьи и активно участвовать в жизни своих общин.
Каждая из них ежедневно работает, чтобы внести вклад в развитие своей страны, создавая устойчивое будущее для себя и своих близких. Независимо от национальной принадлежности или культурных различий, эти женщины проявляют одинаковую решимость, показывая пример истинной силы духа. Их общая цель — улучшить качество жизни, сохранить традиции и передать своим детям надежду на лучшее будущее.
Путь Райхан Ташполотовой: от миграции к бизнесу
Райхан Ташполотова родилась в 1972 году в селе Бужум Баткенского района. Она окончила среднюю школу в этом же селе, затем получила образование в одном из медицинских колледжей города Бишкек и стала медсестрой. У неё трое сыновей и одна дочь.
В 2010 году из-за жизненных обстоятельств она вместе с детьми уехала в трудовую миграцию в Нижний Новгород Российской Федарации. Там Райхан проработала 12 лет.
«Ехать с детьми было очень сложно. Нужно было устроить их в школу, обеспечить безопасное жилье. Сейчас, вспоминая те дни, кажется, что это сказка. Я сама не верю. Как я смогла взять детей с собой, не бояться, дать им образование, обеспечить всем необходимым и при этом работать… Ведь я была одна, просто маленький человек. Но я удивляюсь, откуда я брала такую силу, словно горы могла свернуть. В те времена, как говорится, один глаз плакал, другой кровоточил…», — рассказывает Ташполотова.
«Зарабатываю столько же, сколько в России»
Райхан работала уборщицей в нескольких местах в Нижнем Новгороде. Позже она устроилась на хлебозавод под названием «Ремесленный хлеб», пока работала покупала специальное оборудование для выпечки, отправляла в Кыргызстан – готовилась к открытию своего бизнеса.
«Моим сыну и дочери тоже была близка эта сфера, поэтому у нас возникла идея начать общее дело. Мы готовились около 6-7 лет. Во время одной из поездок в Кыргызстан купили тестомес, в следующий раз приобрели печь. И в марте 2023 года мы вместе с сыном и невесткой начали свое дело. Наше предприятие назвали «Магнат». Сейчас я зарабатываю даже больше, чем получала в России. Но самое главное, мы видим плоды нашего труда», — рассказывает Райхан.
В регионах многие начинают свой малый бизнес после возвращения из миграции. Райхан Ташполотова также получила опыт в миграции, а теперь развивает предпринимательство на родной земле, обеспечивая работой женщин и девушек.
«Сейчас у нас работают 10 женщин. Это в основном женщины до 35 лет. У каждой из них по двое-трое детей. Учитывая, что работают только женщины, я установила график смен: два дня работы и два дня отдыха. Чтобы они могли уделять время своим семьям. Все они говорят, что даже если зарабатывают немного, главное — быть рядом с детьми, ужинать вместе дома и проводить время в семье», — рассказывает Райхан.
«Есть идея сделать баткенский хлеб брендом»
В основанной Райхан пекарне «Магнат» выпекают несколько видов хлеба. Основное внимание уделяется натуральным закваскам. В ближайшие годы она планирует сделать баткенский хлеб брендом и вывести его на рынки соседних стран.
«Мы работаем над тем, чтобы люди, услышав название пекарни «Магнат», сразу, не задумываясь даже, понимали, что это натуральный хлеб на закваске. У нас есть идея сделать баткенский хлеб брендом. Планируем продавать его не только в Кыргызстане, но, возможно, и в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане. Время покажет», — рассказывает Райхан Ташполотова.
«Добрососедство — залог развития и мира»
Райхан Ташполотова подчеркивает значимость добрососедских отношений и сотрудничества с соседними странами. Она уверена, что мирное взаимодействие способствует совместному развитию, укреплению связей и гармонии между народами.
«Самое лучшее — жить в мире с соседями. Ведь говорят: если твой сосед спокоен, ты тоже будешь спокоен. Например, если у нас будут налаженные связи с соседними государствами, это будет прекрасно. Мы учимся у них, они учатся у нас», — делится она своим видением.
Благодаря таким взглядам добрососедство становится не только ценностью, но и важным шагом к общему процветанию.
На таких труженицах держится вся страна, эти трудолюбивые женщины из отделенных регионов мечтают не только о своем достатке и счастье своих детей, а также о благополучии своей страны и вносят ощутимый вклад в её развитие. Женщины, живущие в приграничных сёлах — это хранительницы мира на местном уровне. Они понимают, что стабильность и взаимопонимание между странами — ключ к процветанию и благополучию всех поколений. Для них мир и спокойствие — это не просто пожелание, а жизненная необходимость. В условиях стабильности они могут строить планы на будущее, развивать хозяйство или бизнес, обеспечивая достойную жизнь своим близким. Спокойствие на границах позволяет женщинам свободно трудиться, обмениваться опытом и культурой с соседними народами, способствуя укреплению добрососедских отношений.